Главная » Статьи » ИКТ » Web 2.0

Сервисы Web 2.0 для учителя начальных классов

Что такое Web 2.0?
 

Развитие интернет-ресурсов связано с переходом от концепции Web 1.0 к концепции Web 2.0, который начался с появлением широкополосного, потокового Интернета и сервисов, позволяющих пользователям самим создавать контент, а также распространять его посредством лент (RSS) и гиперссылок.

Благодаря возможностям ресурсов Web 1.0 мы изучаем и анализируем информацию, приведённую на сайтах. Принцип использования этих ресурсов — потребление информации, представленной автором.

Эволюция Интернета привела к смене принципов взаимодействия пользователей с ресурсами. Технологии Web 2.0 и образование, возникшее на их основе, можно описать с помощью нескольких тенденций: создание пользователями контента; использование знаний массы людей; непрерывное увеличение объёмов информации; архитектура соучастия; сетевые эффекты и открытость [1]. При этом пользователь сам выбирает, какой именно контент он должен получать, выходя в сеть, настраиваясь на чтение избранных блогов, сообществ, лент или вики-страниц.

В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания, их взаимодействие. Веб-документ (веб-страница) становится веб-приложением, а Интернет и все предоставляемые им возможности, начиная с поиска (поисковой машины), — услугой. Пользователь становится соавтором ресурса, вносит в него изменения и исправления, даёт оценку информации (например, оставляет комментарии на сайте), задаёт вопросы и получает ответы от экспертного сообщества. Тем самым создаваемый пользователями контент становится важным каналом социальной коммуникации [2].

Важный принцип Web 2.0 — «mash-up» («смешивание»), который означает создание нового уникального web-проекта путём интегрирования программных возможностей нескольких независимых друг от друга сервисов [3].

Сетевые сервисы — это средства [4]:

– общения, поддержки и развития социальных контактов;

– совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации, обмена медиаданными;

– творческой деятельности сетевого характера, индивидуального и коллективного взаимодействия, планирования и т. д.

 

Для чего сервисы Web 2.0 используются в образовании?

 

Взаимодействие на основе сервисов Web 2.0 открывает перед педагогической практикой следующие возможности [5]:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков (новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов);
  • наблюдение за деятельностью участников и участие в работе сообщества.

Учебная деятельность с использованием сетевых сервисов строится по следующим линиям:

1) работа с информацией:

– содержательное наполнение и развитие ресурса;

– анализ и интерпретация данных;

– совместный поиск и хранение информации, использование данных;

2) освоение норм сетевого общения и сотрудничества:

3) формирование пользовательской культуры:

– умение обрабатывать и представлять информацию в цифровом формате;

– умение быстро ориентироваться в интерфейсе сервиса;

– умение оценивать достоверность информации;

– соблюдение авторских прав при представлении информации;

– умение выбирать сервис для решения поставленной задачи;

4) анализ и осознание процесса обучения:

– определение целей предстоящей деятельности;

– планирование предстоящей работы;

– обдумывание стратегии выполнения задания;

– поиск помощи эффективным способом;

– оценивание продуктов деятельности, знаний.

Характерными чертами такого обучения являются [4]:

  • - решение не фактологических (знаю — не знаю, правильный / неправильный ответ), а интерпретационных задач, выражающих отношение к объекту;
  • - обязательная фиксация «цифрового следа» образовательного процесса, к которому можно вернуться по прошествии времени;
  • - обучение на основе наблюдения за интеллектуальной деятельностью «своего друга»;
  • - замена формальной внешней оценки на самооценку («я на фоне других»);
  • - в ходе обучения учащийся опосредованно овладевает инструментарием, который входит в состав пользовательской и общей современной культуры, учится работать в средах пользовательского взаимодействия.

 

Какие сервисы Web 2.0 представлены в Интернете?

Общепринятой и единой классификации сервисов Web 2.0 на сегодняшний день не существует. Это объясняется в первую очередь тем, что их число постоянно растёт.

Если рассматривать сервисы с точки зрения их функциональных возможностей и круга решаемых задач, то можно выделить следующие группы сервисов, востребованных в образовании:

1) сервисы для совместного поиска информации (детские поисковые системы: Гогуль (http://gogul.tv/), AGAKIDS (http://agakids.ru/#section_main и др.)). К ним мы обращаемся для поиска нужной информации (например, при подготовке сообщения для урока);

2) совместное хранение закладок: БобрДобр (http://bobrdobr.ru/), Simbaloo (http://www.symbaloo.com/), «Жемчужное дерево» (http://www.pearltrees.com/). Данные сервисы позволяют создавать закладки на интересные ресурсы, в результате чего можно одним щелчком мыши открывать любую страницу любого ресурса. Это позволяет пользователю систематизировать информацию и делиться ею с другими людьми, публикуя ссылку на свою подборку. Использование таких сервисов позволяет нам не скачивать информацию с сайта на локальный компьютер, а организовать хранение интересных ссылок в Интернете, что намного безопаснее, чем хранить закладки в браузере, который иногда приходится удалять с компьютера по разным причинам. Кроме того, на таком сервисе можно вести поиск ссылок не только внутри своих личных закладок, но и внутри всего массива закладок, созданных разными пользователями. Можно подписаться на все или определённые категории закладок, которые создаёт другой автор или целая группа авторов. С помощью этих сервисов можно собрать коллекцию ссылок на ресурсы, с которыми детям предстоит работать на уроке, и быстро поделиться ею;

3) совместное хранение медиафайлов: Google Drive (https://drive.google.com), Dropbox (https://www.dropbox.com/) — хранение файлов разных форматов; Фликр (http://www.flickr.com/), Фламбер (http://flamber.ru/), Рicasa (https://picasaweb.google.com), Рhotovisi (http://www.photovisi.com/) — фотографии, схемы, рисунки; Slideshare (http://www.slideshare.net/), Calamеo (http://ru.calameo.com), Slideboom (http://www.slideboom.com/) — презентации; YouTube (http://www.youtube.com/) — видео; Scribd (http://ru.scribd.com/), DocMe (http://www.docme.ru/) — текстовые документы. Эти сервисы предоставляют пользователю место для хранения файлов. Как правило, пользователь может управлять своей информацией (загружать и сортировать файлы, создавать папки, присваивать теги, удалять файлы, предоставлять к ним доступ другим пользователям). С помощью таких сервисов учитель формирует подборку различных информационных источников, которые учащиеся анализируют и изучают;

4) совместное создание информационных объектов. Работа с этими сервисами возможна как со стороны педагога (создание материалов, с которыми работают учащиеся: анализируют, изучают, дополняют), так и со стороны детей (совместное наполнение информационного объекта). Существующие сервисы позволяют создавать различные информационные объекты:

– презентации и анимации (Рrezi (http://prezi.com/); Google Docs (https://docs.google.com), PowToon (http://www.powtoon.com/);

– карты знаний, диаграммы, схемы (Вubbl (https://bubbl.us/), Mindomo http://www.mindomo.com/, SpiderScribe (https://www.spiderscribe.net/), Lucidchart (https://www.lucidchart.com), Сacoo (https://cacoo.com);

– текстовые документы (Google Docs (https://docs.google.com);

– таблицы (Google Docs (https://docs.google.com));

– опросы (Google Docs (https://docs.google.com), 99polls (http://ru.99polls.com/);

– ленты времени (http://www.dipity.com/http://timerime.com);

– карты (http://earth.google.comhttp://maps.google.ru), на которых можно разместить метки и фотографии объектов, их описания;

– слайд-шоу (http://photopeach.com/http://fotofilmi.ru/);

– виртуальные газеты (http://edu.glogster.com/http://en.linoit.com/http://wikiwall.ru/http://paper.li/);

– 3D книги (http://www.zooburst.com/);

– облака слов (http://www.wordle.net/);

– комиксы (http://www.toondoo.com/);

– мэшапы1 (ImageChef http://www.imagechef.com/ic/ru/home.jsp), Аnimoto http://animoto.com/);

5) среда для создания дидактических материалов (ClassTools.net — набор сервисов-шаблонов для создания интерактивных flash-ресурсов (http://www.classtools.net/), LearningApps — конструктор интерактивных заданий (http://learningapps.org/), создание пазлов http://www.jigsawplanet.com/http://puzzlecreation.ru/), генератор рифм (http://rifmi.ru/http://rifmakslovu.ru/online-generator-rifm), создание скринкастов2 (http://www.screenr.com/), создание кроссвордов (http://puzzlecup.com/crossword-ru/)). Учитель адресует к созданному дидактическому материалу учащихся через гиперссылку, дети выполняют задания (а может быть и сами их создают);

6) среда для создания учебных курсов (https://eliademy.com/https://www.edmodo.com/). В такой среде создаются материалы для поддержки всех этапов урока. Учащиеся могут работать с такими материалами дома самостоятельно или в классе под руководством учителя. Для работы с ресурсом учитель создаёт виртуальный класс, в котором регистрирует учащихся;

7) ведение сетевого дневника (Blogger (www.blogger.com). Такой онлайн-дневник может стать площадкой для общения с родителями и учащимися, для проведения урока, для ведения профессионального портфолио (о возможностях блога см. № 6).

Практически все вышеперечисленные сервисы можно использовать в работе с младшими школьниками. При выборе сервиса педагог должен учесть следующее: во-первых, оптимальность сочетания образовательных целей и задач и инструментов сервиса; во-вторых, простоту освоения сервиса и его операциональную доступность для младших школьников. Нет необходимости применять сразу несколько сервисов, достаточно для начала выбрать наиболее простой и отработать с детьми необходимые навыки (загрузка ресурса в браузере, назначение элементов интерфейса, организация совместной работы).

 

Автор материала:  О. Г. Сорока, кандидат педагогических наук, доцент БГПУ

 

Полный вариант статьи можно прочитать по адресу:  http://www.aiv.by/column/pachatkovae-navuchanne-syam’ya-dzіtsyachy-sad-shkola/dekabr-2013.html-0

Категория: Web 2.0 | Добавил: Наталья_Ивановна (21.06.2015)
Просмотров: 1624 | Рейтинг: 1.0/9

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar